Педагогическая диагностика в ДОУ по ФОП

12.03.2024

Педагогическая диагностика в ДОУ по ФОП

 

Старший воспитатель Бурлева Оксана Анатольевна

Педагогическая диагностика — исходный момент в решении многих вопросов от выявления динамики развития ребенка до составления индивидуального образовательного маршрута. Разбираемся, с какой периодичностью и какими методами проводить диагностику в детском саду, а также как использовать ее результаты

Что такое педагогическая диагностика в ДОО по ФОП

Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми. 

·        ФОП ДО признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.

Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка в соответствующих областях.

Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь.

·        Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей.

Принципы педагогической диагностики 

ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу. 

·        Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.

Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом.

·        Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта.

Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:

1.      Принцип целенаправленности и адресности диагностики.

2.      Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.

3.      Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.

4.      Принцип системности и непрерывности. 

Основные подходы к проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО изложены в соответствующей ОП (ФОП ДО).

Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП

Периодичность проведения педагогической диагностики дошкольная организация определяет самостоятельно. Это указывается в ее образовательной программе. 

Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой возрастной группе проводить стартовую диагностику, а по завершении — заключительную. Сравнивая их результаты, педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.

·        Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит учитывать, что ребенку требуется время, чтобы адаптироваться в коллективе.

Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП

Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.

Метод наблюдения

Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.

Применяя этот метод, педагог:

·        изучает педагогические явления в динамике;

·        непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном времени;

·        оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;

·        фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.

Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой.

Специальная диагностическая ситуация и как ее организовать

Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования:

·        ситуация выбора,

·        игровая ситуация,

·        проблемная ситуация,Хочу такой сайт

·        ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных, театрализованных и других.

В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера. Примеры диагностических ситуаций выбора:

Выполнить легкое задание

Выполнить сложное задание

Поиграть

Помочь убрать игрушки

Поиграть

Сделать открытку для заболевшего одногруппника

Выбрать для аппликации на тему «Космическая станция» бумагу голубого цвета

Выбрать бумагу белого цвета

Результаты наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами, которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое.

Анализ продуктов детской деятельности

Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая материалы портфолио ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты.

На основе собранных данных педагог может оценить:

·        динамику развития технических и композиционных умений, проявление творческих способностей;

·        внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;

·        особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.

Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности, например техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития.

Как фиксировать полученные в результате диагностики данные

Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в картах развития дошкольников. Их педагоги могут разработать сами либо использовать готовые карты:

·        карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);

·        карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);

·        карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);

·        карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.

Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы педагога, которые не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО, закрепляя локальными актами.

Как использовать результаты педагогической диагностики

ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно использовать для решения двух образовательных задач: чтобы индивидуализировать образование и оптимизировать работу с группой.

Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно и осознанно проектировать образовательный процесс:

·        выстраивать взаимодействие с детьми,

·        организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе и ДОО,

·        организовывать творческую деятельность дошкольников,

·        составлять индивидуальные образовательные маршруты.

Кроме того, диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны и обозначить зоны роста. 

Начало формы

 

Просмотров всего: , сегодня:

Методы педагогической диагностики.pdf (скачать) (посмотреть)
Наблюдение как метод педагогической диагностики в ДОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Особенности диагностической беседы.pdf (скачать) (посмотреть)
Примерный шаблон карты наблюдения.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 12.03.2024

Дата обновления: 12.03.2024

Дата публикации: 12.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».