12.03.2024
Педагогическая диагностика
в ДОУ по ФОП
Старший воспитатель
Бурлева Оксана Анатольевна
Педагогическая диагностика — исходный момент в решении многих вопросов от
выявления динамики развития ребенка до составления индивидуального
образовательного маршрута. Разбираемся, с какой периодичностью и какими
методами проводить диагностику в детском саду, а также как использовать ее
результаты
Что такое
педагогическая диагностика в ДОО по ФОП
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет
изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности
дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют
для взаимодействия со взрослыми.
·
ФОП ДО признает ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка
и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный
маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам
такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание
и организацию образовательного процесса.
Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития
проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка
в соответствующих областях.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка
и определить причины затруднений в освоении программы,
требуется психологическая диагностика. Ее может провести только
квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой
диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения
ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую
помощь.
·
Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его
родителей.
Принципы
педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования
планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры —
социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может
достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу.
·
Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том
числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие
детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить
эффективность педагогических действий и образовательного процесса
в целом.
·
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно
из важнейших требований госстандарта.
Педагогическая
диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом
следующих принципов:
1.
Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
2.
Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности
ДОО.
3.
Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям
педагогической науки и практики.
4.
Принцип системности и непрерывности.
Основные подходы к
проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО изложены в
соответствующей ОП (ФОП ДО).
Когда проводится
педагогическая диагностика в детском саду по ФОП
Периодичность проведения педагогической диагностики дошкольная организация
определяет самостоятельно. Это указывается в ее образовательной
программе.
Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой
возрастной группе проводить стартовую диагностику,
а по завершении — заключительную. Сравнивая их результаты,
педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.
·
Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит
учитывать, что ребенку требуется время, чтобы адаптироваться
в коллективе.
Как проводить
педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП
Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент
в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует
использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов
детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять
специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого,
художественно-эстетического, познавательного развития.
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он
информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс
или явление, не искажая естественное поведение детей
и практически не используя дополнительных средств.
Применяя этот метод, педагог:
·
изучает педагогические явления в динамике;
·
непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях
и реальном времени;
·
оперативно получает информацию и связь с ребенком
или группой;
·
фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их
движения, мимику, жесты.
Для обогащения
полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами
сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой.
Специальная
диагностическая ситуация и как ее организовать
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным
образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить
характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические
ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования:
·
ситуация выбора,
·
игровая ситуация,
·
ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых,
спортивных, театрализованных и других.
В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее
содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера. Примеры
диагностических ситуаций выбора:
Выполнить легкое задание |
Выполнить сложное задание |
Поиграть |
Помочь убрать игрушки |
Поиграть |
Сделать открытку для заболевшего одногруппника |
Выбрать для аппликации на тему
«Космическая станция» бумагу голубого цвета |
Выбрать бумагу белого цвета |
Результаты
наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами,
которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным
видам деятельности, уточнить знания и другое.
Анализ продуктов
детской деятельности
Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая
материалы портфолио ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки
и другие творческие продукты.
На основе собранных данных педагог может оценить:
·
динамику развития технических и композиционных умений, проявление
творческих способностей;
·
внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;
·
особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.
Изучая работы ребенка,
педагог может установить их характерные особенности, например техничность и
оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном
соответствии умений возрастным характеристикам развития.
Как фиксировать
полученные в результате диагностики данные
Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно
фиксировать в картах развития дошкольников. Их педагоги могут
разработать сами либо использовать готовые карты:
·
карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
·
карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);
·
карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);
·
карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.
Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы
педагога, которые не подлежат проверке. Их форму и способ ведения
выбирает ДОО, закрепляя локальными актами.
Как использовать
результаты педагогической диагностики
ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно
использовать для решения двух образовательных задач: чтобы
индивидуализировать образование и оптимизировать работу с группой.
Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно
и осознанно проектировать образовательный процесс:
·
выстраивать взаимодействие с детьми,
·
организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе
и ДОО,
·
организовывать творческую деятельность дошкольников,
·
составлять индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме того, диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности
и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны
и обозначить зоны роста.
Начало формы
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 12.03.2024
Дата публикации: 12.03.2024