Организация наставничества
Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Современному
миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на
практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как
показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно
высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и
профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно
и сложно.
Наставничество – одна из
наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель наставничества в
ДОУ - создание условий для профессионального роста молодых специалистов,
способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
·
обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе,
поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
·
использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и
профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное
пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
·
совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
·
приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения,
объединять вокруг традиций ДОУ.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
1 этап. Адаптация.
·
беседа заведующего;
·
ознакомительная беседа заместителя заведующей по ВМР;
·
представление молодого воспитателя коллективу;
·
анкетирование (выявление затруднений в работе);
·
дидактическая подготовка к проведению образовательной деятельности и
совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
·
самообразование воспитателя;
·
оценка педагогической деятельности молодого педагога;
·
закрепление педагога-наставника.
Выбор
формы работы с молодым специалистом должен начинаться с проведения диагностики
(вводного анкетирования, тестирования или собеседования), где он расскажет о
своих трудностях, проблемах, неудачах.
2 этап. Основной.
·
проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы
·
изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
·
повышение своего профессионального мастерства, посещение городских
мероприятий;
·
приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов,
семинаров;
·
привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для
образовательной деятельности с детьми)
·
3 этап. Контрольно-оценочный.
Наставник проверяет эффективность работы с молодым специалистом.