Дети с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. 

Кто такие дети с ОВЗ?

Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.

Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:

·     слуховыми (глухие, слабослышащие);

·     зрительными (слепые, слабовидящие);

·     речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);

·     опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.);

·     интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);

·     эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);

·     комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).

Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.

Причины ОВЗ у детей

Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:

·     хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);

·     генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т.д.);

·     инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);

·     токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;

·     недостаток кислорода или питательных веществ у плода;

·     травмы или пороки развития плода.

Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:

·     инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);

·     травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

·     опухоли головного мозга или других органов;

·     эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);

·     иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);

·     хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

·     недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;Хочу такой сайт

·     насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

·     недостаток качественного обучения;

·     дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.

Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.

Как определить наличие ОВЗ у ребенка?

 

Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:

·     задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);

·     нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);

·     нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т.д.);

·     нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);

·     нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);

·     нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию.

Как помочь детям с ОВЗ?

Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.

Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:

·     адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);

·     адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);

·     адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.).

Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:

·  диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;

·  консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;

·  коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;

·  развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;

·  социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.

Для того чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

Как научиться работать с такими детьми?

 

Для того, чтобы успешно работать с детьми с ОВЗ, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно повышать квалификацию и расширять знания и навыки. Одним из способов это сделать является дистанционное повышение квалификации педагогов дошкольного образования:  https://ropkip.ru/kurse/coursePK/obuchenie-detey-s-ovz.

 
Методическая литература для работы с детьми ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания в ДОУ.pdf (скачать) (посмотреть)
Сборник материалов для работы с детьми ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об ИОМ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».