Дети с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. 

Кто такие дети с ОВЗ?

Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.

Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:

·     слуховыми (глухие, слабослышащие);

·     зрительными (слепые, слабовидящие);

·     речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);

·     опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.);

·     интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);

·     эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);

·     комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).

Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.

Причины ОВЗ у детей

Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.

Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:

·     хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т.д.);

·     генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т.д.);

·     инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т.д.);

·     токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т.д.;

·     недостаток кислорода или питательных веществ у плода;

·     травмы или пороки развития плода.

Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:

·     инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т.д.);

·     травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;

·     опухоли головного мозга или других органов;

·     эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.);

·     иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т.д.);

·     хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.

Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:

·     недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;Хочу такой сайт

·     насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;

·     недостаток качественного обучения;

·     дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.

Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.

Как определить наличие ОВЗ у ребенка?

 

Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:

·     задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);

·     нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);

·     нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т.д.);

·     нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);

·     нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);

·     нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию.

Как помочь детям с ОВЗ?

Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.

Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:

·     адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);

·     адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);

·     адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т.д.).

Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:

·  диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;

·  консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;

·  коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;

·  развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;

·  социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.

Для того чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

Как научиться работать с такими детьми?

 

Для того, чтобы успешно работать с детьми с ОВЗ, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно повышать квалификацию и расширять знания и навыки. Одним из способов это сделать является дистанционное повышение квалификации педагогов дошкольного образования:  https://ropkip.ru/kurse/coursePK/obuchenie-detey-s-ovz.

 
Методическая литература для работы с детьми ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания в ДОУ.pdf (скачать) (посмотреть)
Сборник материалов для работы с детьми ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об ИОМ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».