Рабочая программа музыкального руководителя 3 - 7 лет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Таборинский детский сад
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от 02.09.2024г.

Утверждено:
заведующим МКДОУ
Таборинский детский сад
_________Т.Ю. Абляйкина
Приказ № 117-од
от 02.09.2024г..

Рабочая программа
музыкального руководителя
на 2024-2025учебный год
возраст обучающихся: от 3 до 7 лет

Согласовано:
Родительским комитетом МКДОУ
Таборинский детский сад
Протокол № ______
от ______________.

Программа составлена музыкальным
руководителем:
Юнцевич Юлией Викторовной
Первая квалификационная категория
Педагогический стаж: 8 лет

с. Таборы
2024

Содержание
I.
Целевой раздел…………………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.2.Характеристика возрастных особенностей развития детей…………………………6
1.3.Планируемые результаты освоения рабочей программы………………………….10
1.4.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми………11
II.
Содержательный раздел………………………………………………………………14
2.1.Содержание образовательной деятельности Художественно – эстетическое
развитие (Музыка)…………………………………………………………………….14
2.2.Интеграция с другими образовательными областями……………………………...20
2.3.Формы организации музыкальной деятельности …………………………………..21
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы………………………...22
2.5.Здоровьесберегающие технологии…………………………………………………..23
2.6.Особенности традиционных праздников, событий, культурно – массовых и
спортивных мероприятий…………………………………………………………….24
2.7.Формы взаимодействия с родителями……………………………………………….25
2.8.Часть, формируемая участниками образовательных отношений………………….28
III.
Организационный раздел……………………………………………………………..29
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды……………….29
3.2.Методическое обеспечение образовательной деятельности……………………….30
3.3.Материально – техническое оснащение программы ……………………………….31
Приложение 1…………………………………………………………………………………...32
Приложение 2 …………………………………………………………………………………..33
Приложение 3…………………………………………………………………………………...34
Приложение 4 …………………………………………………………………………………..36

2

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная
деятельность» для детей дошкольного возраста (2-7 лет) построена на основе
образовательной программы МКДОУ Таборинский детский сад, в соответствии с ФОП
ДО, ФАОП и ФГОС ДО, а также положением о рабочей программе педагога МКДОУ
Таборинский детский сад.
«Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
Цель
детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национальнокультурных традиций».
Задачи















охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных
и
художественно-творческих
способностей
ребёнка,
его
инициативности,
самостоятельности и ответственности;
обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского
народа – жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России;
создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
построение
(структурирование)
содержания
образовательной деятельности на основе учёта
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития;
создание условий для равного доступа к образованию
для всех детей дошкольного возраста с учётом
разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей
3

(законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья
детей, обеспечения их безопасности;
 достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
Принципы и подходы к 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
формированию рабочей (младенческого, раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
программы
2) построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при
котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом
образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей
(законных представителей), совершеннолетних членов
семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников;
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
8) формирование
познавательных
интересов
и
познавательных действий ребёнка в различных видах
деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Нормативно-правовые
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
документы
29.12.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
 Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” и статью 1
Федерального закона “Об обязательных требованиях
в Российской Федерации”»
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся»
 Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №
1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
дошкольного
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №
71847)
4



Срок реализации
рабочей программы

Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержден
приказом Министерства образования и науки России
от 17 октября 2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022);
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В.
от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025, утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
 Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
по
обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
 Образовательная
программа
дошкольного
образования;
 Устав;
 Локально-нормативные акты
2024-2025 учебный год

5

1.2. Характеристика возрастных особенностей развития детей
Вторая младшая группа. От 3 до 4 лет
- В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся
эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает
музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять
выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части
произведения.
- На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие
музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется
в песне, они чувствуют радость при исполнении веселого праздничного марша и
успокаиваются во время слушания колыбельной. Дети узнают и называют знакомые
песни, пьесы, различают регистры.
- Совершенствуются музыкально-сенсорные способности, которые проявляются при
восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских музыкальных
инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые).
- Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё
становление.
Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие,
короткие. У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его
первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают
несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность
звучания. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому
репертуар отличается доступностью текста и мелодии. Проводится работа над
правильным произношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический
рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей
этого возраста .
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо
организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей.
- Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и
доступного материала.
- Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической
деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр,
танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку.
Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют
метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки,
отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену динамики.
- Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях
используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более самостоятельны в
свободной пляске.
Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений,
различают красоту звучания различных инструментов.
Задачи:
1.Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее,
замечать изменения в звучании, различать звуки по высоте (в пределах октавы,
6

септимы), тембр 2—3 музыкальных инструментов, передавать разный ритм (шаг и бег),
узнавать знакомые песни и пьесы, уметь вслушиваться при исполнении песни, точно ее
воспроизводить.
2.Формировать протяжность звучания, навык коллективного пения, развивать
согласованность движений с музыкой на основе освоения детьми несложных
гимнастических, танцевальных, образных движений.
Средняя группа. От 4 до 5 лет
- На пятом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности:
слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных
инструментах и творчество.
- В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые
проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и
выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому
приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку,
запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в
музыкальноритмических движениях.
- Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке,
различают контрастный характер музыки.
- В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто
направлены на содержание музыкального произведения.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать
простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить музыку: веселую,
радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе две части (одна
быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка,
баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном
хороводе и как в подвижной пляске.
- Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит
негромко и еще не слаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1 —
си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются
проходящие более высокие и низкие звуки.
- Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в
своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане,
металлофоне.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к музыке, отзывчивость, желание слушать ее, обогащать
музыкальные впечатления детей, развивать музыкально-сенсорные способности.
2.Формировать простейшие исполнительские навыки: естественное звучание певческого
голоса, ритмичные движения под музыку, элементарные приемы игры на детских
музыкальных инструментах.
Старшая группа. От 5 до 6 лет

7

- На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у
них появляется устойчивый интерес к музыкальным замятиям. Они не только
предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно
относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у
них появляются любимые песни, игры, пляски.
- Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это
музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку
произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня. «Нужно петь
красиво, протяжно, ласково, нежно»,— говорит ребенок. На основе опыта слушания
музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они
говорят: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь, не начали танцевать». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая
координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны
различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они
привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть
голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется
определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре1 — си1, хотя у
отдельных детей хорошо звучит до2.
Задачи:
1.Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке
различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные
впечатления, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
2.Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту
интонации, выразительность ритмических движений под музыку, точность приемов
игры на детских музыкальных инструментах.
3.Развивать творческую активность: в импровизации попевок, плясовых движений,
инсценировок.
Подготовительная группа. От 6 до 7 лет
Эмоциональная отзывчивость детей в старшем дошкольном возрасте - ведущая
составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание
музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию
музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении.
Эмоциональная отзывчивость выражается в умении ребенка осуществлять
эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания.
Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях,
как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная
способность).
- Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для
воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки
не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие
средства «музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с
определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных
движений.
- Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за
8

счет натяжения краев связок, в связи с чем, охрана певческого голоса должна быть
наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон
постепенно расширялся — ре1 – до2. В певческих голосах семилеток проявляются
напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое
звучание. В целомхорзвучитещенедостаточноустойчиво и стройно.
- В процессе активного восприятия музыки ребенком реализуется его естественная
потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного
творчества. Эмоциональные впечатления и опыт музыки дети переносят на
исполнительскую деятельность, они много импровизируют в пении, танцах, в играх. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают
музыкально-игровые образы. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно,
выразительно и в какой-то мере творчески.
- Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
- В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и
на клавишных (металлофоны, баяны), духовых (триола) и струнных (цитра)
инструментах, они играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.
- Культура восприятия слушания позволяет ребенку 7-го года жизни стать полноценным
зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.
Задачи:
1.Учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять
указанный темп, петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы
музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать
мелодию, исправлять ошибки в пении; различать движение мелодии вверх и вниз,
долгие и короткие звуки; импровизировать различные попевки на основе хорошо
усвоенных певческих навыков.
2.Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с
музыкальными образами, характером музыки; ускорять и замедлять движения, менять
их в соответствии с музыкальными фразами; уметь ходить торжественно-празднично,
легко-ритмично, стремительно-широко, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с
предметами, ориентироваться в пространстве; инсценировать игровые песни,
импровизировать танцевальные движения, составляя несложные композиции плясок.
3.Учить простейшим приемам игры на разных детских музыкальных инструментах:
правильно расходовать дыхание, играя на триолах, дудочках; приглушать звучание
тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане,
встряхивать кастаньеты, маракас; играть в ансамбле.

9

1.3.Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы к 4 годам
1. Выполняет ритмические движения под музыку.
2. Ребенок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках.
3. Ребенок включается охотно в совместную деятельность со взрослым, подражает
его действиям.
Планируемые результаты освоения рабочей программы к 5 годам
1.
Выполняет ритмические движения под музыку.
2. Активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО.
3. Проявляет интерес к различным видам искусства.
4. Эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия,
поступки, события.
5. Ребенок проявляет себя в музыкальнойдеятельности, используя выразительные
средства.
6. Ребенок с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках,
развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности).
Планируемые результаты освоения рабочей программы к 6 годам
1. Выполняет ритмические движения под музыку.
2. Демонстрирует гибкость, ловкость, координацию.
3. Выполняет упражнения в заданном ритме и темпе.
4. Способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из
знакомых упражнений.
5. Ребенок
проявляет
интерес
и
(или)
с
желанием
занимается
музыкальнойдеятельностью.
6. Различает виды, жанры, формы в музыке.
7. Проявляет музыкальные способности.
8. Ребенок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке.
Планируемые результаты освоения рабочей программы к окончанию
дошкольного возраста к 7 годам
1. Ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства.
2. Ребенок может контролировать свои движение и управлять ими.
3. Ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности.
4. Ребенокимеет предпочтения в области музыкальнойдеятельности.
5. Ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства
с различными видами и жанрами искусства.
6. Обладает начальными знаниями об искусстве.

10

1.4.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.Такая
оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития дошкольников, связанной с оценкой эффективностипедагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования).Педагогическая диагностика
проводится в ходе наблюдений за активностью детейв спонтанной и специально
организованной деятельности.
Объект
педагогической
диагностики
(мониторинга)
Дети с 3 до 7 лет

Формы и
Длительность
методы
проведения
педагогической педагогической
диагностики
диагностики
Наблюдение,
Две недели
беседы,
индивидуальные
и подгрупповые
занятия

Сроки проведения
педагогической
диагностики
Два
раза
в
(сентябрь – май)

год

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной
образовательной программе дошкольного образования (далее – ООП ДО), представляет
собой важную составную часть данной деятельности, направленную на ее
усовершенствование. В соответствии с ФГОС ДО (п. 4.3–4.5), целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение
образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации воспитанников. Оценивание качества образовательной
деятельности направлено в первую очередь на оценивание созданных образовательной
организацией условий, включая психолого-педагогические, кадровые, материально технические, финансовые, информационно-методические и т. д.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации
образовательной программы решает задачи:
− повышения качества реализации данной программы;
− реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП
ДО;
− обеспечения объективной экспертизы деятельности ОУ в процессе оценки качества
ООП ДО;
− задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития самого ОУ;
− создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
Система мониторинга оценки качества освоения детьми образовательной программы
дошкольного образования разработана с целью оптимизации образовательного процесса в
группах общеразвивающей направленности муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения Таборинский детский сад. Педагогическая диагностика
организуется на основе Положение о системе мониторинга освоения детьми основной
образовательной программы дошкольного образования в МКДОУ Таборинский детский
сад в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного
11

образования (Приказ заведующего МКДОУ Таборинский детский сад от 04.08.2023 №
127-од).
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в
течение времени пребывания ребенка в дошкольных группах, исключая время, отведенное
на сон. Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется в форме
регулярных наблюдений педагога за активностью ребёнка в спонтанной и специально
организованной деятельности, игровой деятельности, организованной образовательной
деятельности, бесед, анализа продуктов детской деятельности, специальных
диагностических ситуаций, организуемых воспитателями всех возрастных групп. При
необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики
физического,
коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением
ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления
ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому
подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении
субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
В качестве показателей оценки развития воспитанников используются индивидуальные
карты развития, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО
и ФОП ДО. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) проводится
педагогами дошкольных групп и оценивается по 4-х балльной шкале:
–
1 – большинство компонентов недостаточно развиты (несоответствие развития
ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в
группе по данному параметру / данной образовательной области);
–
2 – отдельные компоненты не развиты (имеются проблемы в развитии ребёнка, а
также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе);
–
3 – соответствует возрасту (нормативные варианты развития);
12

–
4 – высокий (эффективная работа по организации педагогического процесса в
группе по данному параметру / имеются признаки одарённости в данной образовательной
области).
В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: выявляются
стартовые условия, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы
развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой
диагностики воспитателем в сотрудничестве с педагогами-специалистами определяются
проблемы затрудняющие усвоение программы по образовательным областям, а также
выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической
поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут
ребенка на год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по
результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада
поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования
педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Проводится
мониторинг в конце года и с целью оценки (самооценки) своих действий – то есть
педагогическая рефлексия, пополнения Портфолио ребенка и выстраивания дальнейшего
взаимодействия с родителями (особенно в летний период, выполнение работ, повторение
и т.д).
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она
может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого
проявляются существенные проблемы в освоении ООП ДО. Целью проведения
промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в
отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По
результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при
необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
Электронная форма ИКР предоставляется в методический кабинет старшему воспитателю
в начале года и в конце года.
Ссылка на Диагностический инструментарий для организации педагогического
мониторинга промежуточных результатов: https://tabori.tvoysadik.ru/?section_id=42

13

II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие
(Музыка).
Вторая младшая группа. От 3 до 4 лет
Основные
задачи

Направления
Слушание

Пение

Песенное
творчество
Музыкальноритмические
движения

развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
знакомить детей с тремя жанрами музыкальных произведений: песней,
танцем, маршем;
формировать у детей умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать
характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее
реагировать; выражать свое настроение в движении под музыку;
учить детей петь простые народные песни, попевки, прибаутки, передавая их
настроение и характер;
поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми,
природными) и музыкальными звуками и исследования качеств
музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
Содержание образовательной деятельности.
педагог учит детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать
характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении;
выражать свои впечатления после прослушивания словом, мимикой, жестом.
Развивает у детей способность различать звуки по высоте в пределах октавы
‒ септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствует у детей умение различать звучание музыкальных игрушек,
детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка,
погремушка, барабан, бубен, металлофон и другие).
педагог способствует развитию у детей певческих навыков: петь без
напряжения в диапазоне ре (ми) ‒ ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и
ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно,
ласково, напевно).
педагог учит детей допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю»
и веселых мелодий на слог «ля-ля». Способствует у детей формированию
навыка сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
педагог учит детей двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и
силой её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и
её окончание. Совершенствует у детей навыки основных движений (ходьба и
бег). Учит детей маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Педагог улучшает качество
исполнения танцевальных движений: притопывания попеременно двумя
ногами и одной ногой. Развивает у детей умение кружиться в парах,
выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и
характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
Педагог способствует у детей развитию навыков выразительной и
эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь,
крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют
зернышки цыплята, летают птички и так далее;
педагог активизирует танцевально-игровое творчество детей; поддерживает у
детей самостоятельность в выполнение танцевальных движений под
плясовые мелодии; учит детей точности выполнения движений, передающих
характер изображаемых животных;
педагог поощряет детей в использовании песен, музыкально-ритмических

14

движений, музыкальных игр в повседневной жизни и различных видах
досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах досуговой
деятельности);
Игра
на педагог знакомит детей с некоторыми детскими музыкальными
инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном,
детских
погремушкой, барабаном, а также их звучанием; учит детей подыгрывать на
музыкальных
инструментах детских ударных музыкальных инструментах. Формирует умение у детей
сравнивать разные по звучанию детские музыкальные инструменты
(предметы) в процессе манипулирования, звукоизвлечения;
поощряет детей в самостоятельном экспериментировании со звуками в
разных видах деятельности, исследовании качества музыкального звука:
высоты, длительности, тембра.

Средняя группа. От 4 до 5 лет
Основные
задачи

Направление
Слушание

Пение

продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать,
вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных
произведений;
обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать дальнейшему
развитию основ музыкальной культуры;
воспитывать слушательскую культуру детей;
развивать музыкальность детей;
воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке;
продолжать формировать умение у детей различать средства
выразительности в музыке, различать звуки по высоте;
поддерживать у детей интерес к пению;
способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания
музыкальных
двигательных
образов
в
играх,
драматизациях,
инсценировании;
способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных
инструментах;
поощрять желание детей самостоятельно заниматься музыкальной
деятельностью;
Содержание образовательной деятельности.
педагог формирует навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
дослушивать произведение до конца); педагог знакомит детей с биографиями
и творчеством русских и зарубежных композиторов, о истории создания
оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах; учит
детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения,
высказывать свои впечатления о прослушанном; учит детей замечать
выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко,
медленно, быстро; развивает у детей способность различать звуки по высоте
(высокий, низкий в пределах сексты, септимы); педагог учит детей выражать
полученные впечатления с помощью слова, движения, пантомимы.
педагог учит детей выразительному пению, формирует умение петь
протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре ‒ си первой октавы);
развивает у детей умение брать дыхание между короткими музыкальными
фразами; формирует у детей умение петь мелодию чисто, смягчать концы
фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер

15

музыки; учит детей петь с инструментальным сопровождением и без него (с
помощью педагога).
Песенное
педагог учит детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и
творчество
отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь,
кошечка?», «Где ты?»); формирует у детей умение импровизировать мелодии
на заданный текст.
Музыкальнопедагог продолжает формировать у детей навык ритмичного движения в
ритмические
соответствии с характером музыки; учит детей самостоятельно менять
движения
движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;
совершенствует танцевальные движения детей: прямой галоп, пружинка,
кружение по одному и в парах; учит детей двигаться в парах по кругу в
танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в
ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и
обратно), подскоки; продолжает совершенствовать у детей навыки основных
движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий,
стремительный).
Развитие
педагог способствует у детей развитию эмоционально-образного исполнения
танцевально- музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и
игрового
сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая
творчества
лисичка, сердитый волк и так далее); учит детей инсценированию песен и
постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на
педагог формирует у детей умение подыгрывать простейшие мелодии на
детских
деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;
музыкальных
способствует реализации музыкальных способностей ребёнка в
инструментах повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники,
развлечения и другое).
Старшая группа. От 5 до 6 лет
Основные
задачи

Направления
Слушание

продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение
различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по
высоте, музыкальные инструменты;
формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с
классической, народной и современной музыкой; накапливать
представления о жизни и творчестве композиторов;
продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную
отзывчивость на нее;
продолжать развивать у детей музыкальные способности детей:
звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными
средствами художественной выразительности;
способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений
под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных
инструментах; творческой активности детей;
развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной
деятельности.
Содержание образовательной деятельности.
педагог учит детей различать жанры музыкальных произведений (песня,
танец, марш). Совершенствует у детей музыкальную память через
узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление,

16

заключение, музыкальная фраза). Развивает у детей навык различения
звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов
(клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель,
балалайка). Знакомит с творчеством некоторых композиторов.
Пение
педагог формирует у детей певческие навыки, умение петь легким звуком в
диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание
перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить
отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню,
эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствует развитию у детей навыков сольного пения, с музыкальным
сопровождением и без него. Педагог содействует проявлению у детей
самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
Развивает у детей песенный музыкальный вкус.
Песенное
педагог учит детей импровизировать мелодию на заданный текст. Учит
творчество
детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную,
задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкальнопедагог развивает у детей чувство ритма, умение передавать через движения
ритмические
характер музыки, её эмоционально-образное содержание. Учит детей
движения
свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными
фразами. Педагог способствует у детей формированию навыков исполнения
танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;
приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение;
приседание с выставлением ноги вперед). Знакомит детей с русским
хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжает
развивать у детей навыки инсценирования песен; учит изображать
сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль,
ворон и другие) в разных игровых ситуациях.
Музыкальнопедагог развивает у детей танцевальное творчество; помогает придумывать
игровое и
движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя
танцевальное самостоятельность в творчестве. Учит детей самостоятельно придумывать
творчество
движения, отражающие содержание песни. Побуждает детей к
инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на
педагог учит детей исполнять простейшие мелодии на детских
детских
музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и
музыкальных
небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
инструментах Развивает творчество детей, побуждает их к активным самостоятельным
действиям.
Педагог активизирует использование детьми различных видов музыки в
повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности для
реализации музыкальных способностей ребёнка.

Подготовительная группа. От 6 до 7 лет
Основные
задачи

воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение
Государственного гимна Российской Федерации;
продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать
музыкально-эстетический вкус;
развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация

17

Направления
Слушание

Пение

Песенное
творчество
Музыкальноритмические
движения

Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество

самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение
потребности в самовыражении;
развивать у детей музыкальные способности: поэтический и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальную память;
продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий
эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
формирование у детей основы художественно-эстетического восприятия
мира, становление эстетического и эмоционально-нравственного
отношения к отражению окружающей действительности в музыке;
совершенствовать у детей звуковысотный, ритмический, тембровый и
динамический слух; способствовать дальнейшему формированию
певческого голоса;
развивать у детей навык движения под музыку;
обучать детей игре на детских музыкальных инструментах;
знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями;
формировать у детей умение использовать полученные знания и навыки в
быту и на досуге;
Содержание образовательной деятельности.
педагог развивает у детей навык восприятия звуков по высоте в пределах
квинты — терции; обогащает впечатления детей и формирует музыкальный
вкус, развивает музыкальную память; способствует развитию у детей
мышления, фантазии, памяти, слуха; педагог знакомит детей с
элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера,
концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и
музыкантов (русских, зарубежных и так далее); педагог знакомит детей с
мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
педагог совершенствует у детей певческий голос и вокально-слуховую
координацию; закрепляет у детей практические навыки выразительного
исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы;
учит брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращает внимание
на артикуляцию (дикцию); закрепляет умение петь самостоятельно,
индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
педагог учит детей самостоятельно придумывать мелодии, используя в
качестве образца русские народные песни; поощряет желание детей
самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и
без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
педагог способствует дальнейшему развитию у детей навыков
танцевальных движений, совершенствует умение выразительно и ритмично
двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в
танце
эмоционально-образное
содержание;
знакомит
детей
с
национальными плясками (русские, белорусские, украинские и так далее);
педагог развивает у детей танцевально-игровое творчество; формирует
навыки
художественного
исполнения
различных
образов
при
инсценировании песен, театральных постановок.
педагог способствует развитию творческой активности детей в доступных
видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение,
танцевальные
движения
и тому подобное); учит импровизировать под музыку соответствующего
характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и
сердитый козлик и тому подобное); помогает придумывать движения,
отражающие
содержание
песни;
выразительно
действовать
с

18

воображаемыми предметами; учит детей самостоятельно искать способ
передачи в движениях музыкальных образов. Формирует у детей
музыкальные способности; содействует проявлению активности и
самостоятельности.
Игра на
педагог знакомит детей с музыкальными произведениями в исполнении на
детских
различных инструментах и в оркестровой обработке; учит детей играть на
музыкальных
металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах,
инструментах русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках,
треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в
ансамбле.
Педагог активизирует использование песен, музыкально-ритмических
движений,
игру
на
музыкальных
инструментах,
музыкальнотеатрализованную деятельность в повседневной жизни и различных видах
досуговой
деятельности
для
реализации
музыкально-творческих
способностей ребёнка.
Задачи воспитания
Ценности
«Культура» и «Красота»
Задачи
 Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к
воспитания
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного,
бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей
искусства (в соответствии с возрастными особенностями).
 Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры.
 Становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира
ребёнка.
 Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их
проживания в разных видах художественно-творческой деятельности.
 Формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения
детьми.
 Создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка
его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).

19

2.2. Интеграция с другими образовательными областями
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее
разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и
взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как
основополагающий принцип работы ДОУ.Интегративный подход даёт возможность
развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности.
Образовательная
Формирование
представления
о
музыкальной
культуре
область
имузыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;
«Социально
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
коммуникативное
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
развитие»
сообществу.
Развитие свободного общения о музыке с взрослыми исверстниками;
Формирование основ безопасности собственнойжизнедеятельности в
различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная
Расширение музыкального кругозора детей;
область
Сенсорное развитие;
«Познавательное
Формирование целостной картины мира средствами музыкального
развитие»
искусства, творчества.
Образовательная
Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих
область
«Речевое впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
развитие»
Практическое овладение детьми нормами речи;
Обогащение «образного словаря»
Образовательная
Развитие детского творчества;
область
Приобщение к различным видам искусства;
«Художественно – Использование
художественных
произведений
для
эстетическое
обогащениясодержания музыкальных примеров;
развитие»
Закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающейдействительности
Образовательная
Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической
область
деятельности;
«Физическое
Использование музыкальных произведений в качестве музыкального
развитие»
сопровождения различных видов детской деятельности и
двигательной активности;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей;
Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

20

2.3.Формы организации музыкальной деятельности
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на
музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Взаимодействие с детьми
Самостоятельная
в разных видах
деятельность детей
деятельности
Групповая
Групповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Индивидуальная
Слушание,
Слушание музыки,
Музыкальносоответствующее возрасту, сопровождающей
художественная
народной, классической,
проведение режимных
деятельность (в разных
детской музыки.
моментов (колыбельная
видах самостоятельной
Музыкально-дидактические перед сном, веселая музыка детской деятельности).
игры.
на прогулке, музыка на
Импровизация на
Беседы интегративного
зарядке, на занятиях по
инструментах.
характера.
изобразительной
Музыкально-дидактические
Интегративная детская
деятельности)
игры.
деятельность.
Музыкальные подвижные
Игры-драматизации.
Совместное и
игры
Аккомпанемент в пении,
индивидуальное
Интегративная детская
танце на озвученных и не
музыкальное исполнение.
деятельность
озвученных игрушках и др.
Музыкальные упражнения. Концерты импровизации (в Детский ансамбль, оркестр
Распевки.
группе и на прогулке)
Игры в «концерт»,
Двигательные,
«спектакль», «музыкальные
пластические,
занятия», «оркестр».
танцевальные
Подбор на инструментах
Этюды.
знакомых мелодий и
Танцы.
сочинения новых
Задания.
Концерты-импровизации.
Музыкальные сюжетные
игры.
Праздники, развлечения, досуги, концерты.
Занятия

21

Для

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы.
поддержки
детской
инициативы
педагог
поощряет
свободную

самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.
Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь,
танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить
такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность
в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО и
вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например:

самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;

игры – импровизации и музыкальные игры;

самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие
условия: - уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять
желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в
деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями
развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить
самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации
у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания
ребенка в
ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать
игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку
готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до
результата; - поощрять и поддерживать желание детей получить результат
деятельности, обращать внимание на важность стремление к качественному результату,
подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как
можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить
22

качество своего результата; - внимательно наблюдать за процессом самостоятельной
деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к
ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему
задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно
и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную
активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал
в аналогичном случае; - поддерживать у детей чувство гордости и радости от
успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через
использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Критерий правильности действий педагога
Проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской
деятельности, проявление активной жизненной позиции, умении творчески подходить к
решению различных жизненных ситуаций.

2.5. Здоровьесберегающие технологии.
Для решения приоритетной задачи современного ДО - задачи создания
оптимальных условий психологического комфорта, эмоционального благополучия,
сохранения и поддержания здоровья детей, предусмотрено использование
здоровьесберегающих технологий, таких как:

Логоритмика;

Дыхательнаягимнастика;

Пальчиковаягимнастика;



Самомассаж;
Артикуляционнаягимнастика;


Пениевалеологическихупражнений;

Музыкотерапия
Принципы, используемые музыкальным руководителем в своей работе,
способствующей здоровьесбережению детей.
1.
Четкое соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению
занятий; проветренное помещение, оптимальная температура и освещенность.
2.

Эстетика дидактического материала и содержательность.

3.
Обязательное включение динамических пауз в занятие, в соответствии с
темой занятия.
4.
Эмоциональная насыщенность занятия, выразительность музыкального
руководителя, его речи, мимики.
23

5.

Доброжелательнаяатмосфера.

6.

Опора наинтересдетей.

7.
Создание ситуации успешности, поддержки в детях радостного,
положительного настроя.

2.6. Особенности традиционных праздников, событий, культурно-массовых и
спортивных мероприятий
Мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом воспитательной
работы:
https://tabori.tvoysadik.ru/upload/tstabori_new/files/8c/7d/8c7d1dd706162998d2006fbdc
0864404.pdf

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Январь
Февраль
Март
Апрель

Май

План мероприятий, досугов и развлечений
Мероприятия
«День дошкольного работника»
«В гостях у сказки» (средняя группа)
«Международный день музыки» (1.10.)
Осенние праздники (все группы)
Праздник игрушек (младшая, средняя группа)
День народного единства
Новогодние утренники (все группы)
Развлечение (с элементами театрализации!) «Зимушка-Зима и птицы»
(старшая, подготовительная группа)
Рождественские колядки (все группы)
«В гостях у Бабы Мани» сценарий музыкального развлечения
«День защитника отечества» (все группы)
«Девочка чумазая». Театрализованное развлечение для детей младшего
дошкольного возраста по мотивам стихотворения А. Барто
«8 марта» (все группы)
День театра
«День космонавтики» (все группы)
Мои любимые игры (музыкально-развлекательная
(старшая группа)
«9 мая. День победы» (все группы)
«На бабушкином дворе развлечение для детей»

24

программа)

2.7.Формы взаимодействия с родителями
Функции совместной
Формы работы (взаимодействия) с родителями
партнерской
деятельности
Нормативно-правовая

знакомство родителей с локальной нормативной базой
деятельность
ДОУ;

вовлечение семьи в управление ДОУ;
Информационно
входное информирование родителей об основных
консультативная
характеристиках деятельности ДОУ, указанных в Порядке приема на
деятельность
обучение (устав МКДОУ Таборинский детский сад, лицензия,
реализуемые образовательные программы, содержание основных ЛНА и
др.), информирование о режиме дня, запланированных праздниках с
участием детей и других плановых мероприятиях (годовой план);

обмен информацией с родителями о развитии и
образовании ребенка, что является основой позитивного взаимодействия,
установления открытых и доверительных отношений;

способы обмена информацией с родителями, в т. ч.
онлайн­ разные типы информационных коммуникаций по целям:
развивающее информирование (напр, советы педагога), мотивирующее
информирование
(вовлечение
родителей
в
образовательную
деятельность).
Родителям доступна в любое время основная информация о
реализуемой образовательной деятельности в ДОУ (размещена в
открытом доступе на сайте ДОУ)
Родители
регулярно
информируются
о
результатах
педагогических наблюдений.
Родители регулярно получают необходимую информацию в
электронном виде (соц. сети ВК, Одноклассники, мессенджер Телеграмм
пр.), с которой могут ознакомиться в удобное время.
Для информирования родителей используются различны
неэлектронные формы: неформальное общение, тематические выставки,
развивающие мастер-классы, проекты и пр.
Родителям доступны регулярные индивидуальные беседы с
педагогом на тему развития ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей с опорой на данные педагогических наблюдений и
педагогической диагностики.
Предусмотрены способы экстренного информирования родителей
о чрезвычайных ситуациях с ребенком (у педагога и сотрудников ДОУ
имеются контакты семьи воспитанников и средства оперативной связи с
ними).
Родительской
общественности
предоставлена
возможность знакомиться с отчетами ДОУ, участвовать в работе
различных ее органов (Родительский комитет, родительское собрания и
пр.).
Предоставлена возможность получать информацию о различных
аспектах образовательной деятельности на стадии их разработки.
Формы работы с родителями:

тестирование, анкетирование, опрос родителей, для
выявления области специальных знаний и умений родителей и их
желания участвовать в жизни группы, ОУ;

нформационные стенды для родителей;

памятки и информационные письма для родителей;

рекламные буклеты, листовки;

подгрупповые и индивидуальные консультации;

интернет. Сайт ДОУ;

25

Просветительская
деятельность

Организационная
деятельность
в создании условий


презентации достижений;

организация интерактивных семинаров, моделирование
решения проблем/задач, мастер-классов и др;

создание банка данных по семьям воспитанников;

телефон доверия;

наглядная психолого-педагогическая пропаганда;

наглядная информация (стенды, папки-передвижки,
семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы»
и др.);

дни открытых дверей;

памятки;

консультации, семинары, семинары-практикумы;

родительские собрания;

информационные буклеты по заявленным родителями
проблемам;

форум на сайте ДОО;

групповые стенды;

папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;

стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и
небольших конструкций;

дни открытых дверей;

мастер-классы;

открытые занятия;

детско-родительские проекты;

выставки;

смотры-конкурсы;

ППк;

родительские собрания;

анкетирование;

Консультативный пункт (для родителей детей не
посещающих ДОУ).
Семья и ДОУ - равноправные участники образования ребенка,
преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения;
родители могут участвовать в любом образовательном действии с
участием их детей;
Родители являются естественными участниками образовательного
процесса.
внутри ДОО, наблюдают за индивидуальной
образовательной траекторией своего ребенка и прикладывают
единонаправленные педагогом образовательные усилия на семейном
уровне;
Предусмотрены:

полноправное,
регулярное
участие
родителей
в
образовательном процессе, образовательных мероприятиях, специально
задуманных с участием родителей;

наличие мероприятий, направленных на вовлечение
родителей в образовательную деятельность МКДОУ Таборинский
детский сад;

регулярное вовлечение родителей в образовательную
деятельность (приглашаются на различные мероприятия ДОУ);

доступные ресурсы (информационные, литературные,
аудио­ и видеоматериалы), которые они могут использовать для
расширения собственных знаний о развитии ребенка и осведомленного
участия в нем;

материалы и ресурсы, предоставляемые семьям по
вопросам воспитания, образования и уходу за детьми, содержат не только

26

классические труды, но
и новейшие отечественные и
международные наработки, исследования в области образования,
инклюзии, всестороннего развития ребенка;
Культурно-досуговая

физкультурно-спортивные мероприятия;
деятельность

акции;

музыкальные праздники;

экскурсии игровые семейные конкурсы, викторины
Реализуется
партнерство между родителями и педагогами в деле
Индивидуальная
поддержка
развития образования и развития ребенка с учетом особенностей его развития.
Итоги педагогической диагностики, наблюдений
являются
детей в семье
предметом встречи и обсуждения возможных индивидуальных
образовательных маршрутов.
Педагоги в своей работе учитывают условия жизни в семье,
состав семьи, ее ценности и традиции, уважают и признают достижении
родителей в деле воспитания и развития детей.
Содержание индивидуальной поддержки развития ребенка в семье
и зафиксировано в письменном виде (имеется лист рекомендаций в
портфолио и/или карте развития ребенка). общения
с
педагогом лично или с
помощью, мессенджеров и пр.)
Родители могут задать вопрос о развитии ребенка и получить
ответ педагога.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при
необходимости
привлекают других специалистов и
службы
(учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической
культуре, музыкального руководителя).

27

2.8. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебное пособие ОП ДО «СамоЦвет» по освоению культурных практик и
социальных ценностей ребенком в совместной со взрослым и самостоятельной
деятельности Кейс «Культурная практика музыкального детского творчества».
Кейс «Культурная практика музыкального детского творчества» содержит
методические

и

иллюстративные

материалы,

музыкальные

произведения,

предназначенные для организации совместной со взрослым и самостоятельной
деятельности ребенка

по освоению культурных практик и социальных ценностей в

рамках содержания образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет».
Данные

материалы

образовательных

включают

организаций

опыт

Свердловской

деятельности

педагогов

дошкольных

области,

являющихся

пилотными

площадками по апробации образовательной программы дошкольного образования
«СамоЦвет».
Материалы кейса представляют интерес для педагогических работников и
руководителей дошкольного образования, заинтересованных в развитии культурной
практики детского музыкального творчества, а также для родителей, воспитывающих
детей дошкольного возраста.

28

III. Организационный раздел.
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и
оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со
ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и
принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации
образовательной программы.
РППС ДОО создается как единое пространство, все компоненты
которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по
содержанию, масштабу, художественному решению.
РППС – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие
детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:

требованиям ФГОС ДО;

образовательнойпрограмме ДОО;

материально-техническим и медико-социальным условиям
пребывания детей в ДОО;


возрастнымособенностямдетей;


воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям
безопасности и надежности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности
образовательного процесса и включать необходимое для реализации содержания
каждого из направлений развития и образования детей согласно ФГОС ДО.
РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов
индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательно - исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть:

содержательно-насыщенной;

трансформируемой;

полифункциональной; доступной; безопасной.
РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия
детей и комфортной работы педагогических и учебно- вспомогательных сотрудников.

29

3.2.Методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Парциальная программа: И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки».
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
(плотный вариант) Под ред.Н.Е. Вераксы. Т.С.Комаровой, М.Ф. Васильевой- 3-е
издательство.
И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ясельки. Планирование и репертуар
музыкальных занятий с аудиоприложением (2СD)
И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день. Конспекты
музыкальных занятий младшая группа. Издательство «КомпозиторСанктПетербург» 2015.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день. Конспекты
музыкальных занятий средняя группа. Издательство «КомпозиторСанктПетербург» 2015.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день. Конспекты
музыкальных занятий старшая группа. Издательство «КомпозиторСанктПетербург» 2015.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день. Конспекты
музыкальных занятий подготовительная группа. Издательство «Композитор
Санкт-Петербург» 2015.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки. Праздник каждый день»
программа
музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
(подготовительная группа)
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки. Праздник каждый день»
программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая
группа)
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки. Праздник каждый день»
программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя
группа)
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки. Праздник каждый день»
программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая
группа)

30

3.3.Материально-техническое оснащение программы
№
п/п
1.

Наименование

Количество

Барабан

8шт.

2.

Барабанные палочки

11шт.

3.

Погремушки

12шт.

4.

Маракасы

10 шт.

5.

Бубен

5 шт.

6.

Балалайка

2 шт.

7.

Музыкальная игрушка гитара

1шт.

8.

Губная гармонь

3шт.

9.

Музыкальный треугольник

9шт.

10.

Колокольчик

5шт.

11.

Музыкальная игрушка гусли

1шт.

12.

Музыкальная игрушка флейта

1шт.

13.

Трещётки

10шт.

14.

Ложки

24 шт.

15.

Ксилофон

5 шт.

16.

Молоточки

5 шт.

17.

Палочки

9 шт.

•
•
•
•
•
•

Паспорткабинетамузыкальногоруководителя.
Ноутбук Lenovo 1шт.
Колонки 2шт.
Магнитофон 1шт.
Проектор 1шт.
Экраннаштативе 1шт.
Синтезатор Casio 1 шт.

31

Приложения 1
План работы музыкального руководителя с родителями
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Мероприятия
Консультация: «Музыка в жизни ребёнка. Цели и задачи музыкального
воспитания»
Консультация: «Влияние семьи на развитие музыкальной культуры
ребенка»
День открытых дверей
Консультация: «Давайте поговорим о музыке всерьёз»
Консультация: «Как слушать музыку»
Консультация: «Как вы, родители, можете повлиять на развитие
музыкальных способностей вашего ребенка»
Консультация: «Классическая музыка в воспитании ребенка»
Фотоотчет для родителей «Мы любим музыку»
Информационные листовки«Пойте детям перед сном»

32

Приложение 2
План работы музыкального руководителя с воспитателями
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Консультации
Консультация «Игры, забавы для самых маленьких»
Консультация «Значение музыки для укрепления здоровья»
Практикум по разучиванию подвижных музыкальных игр (все группы)
Консультация на тему: «Использование фоновой музыки в режимных моментах»
(для всех групп)
Консультация «Музыка, как средство коррекции поведения и развития
Январь
коммуникативных способностей дошкольников»
Февраль Консультация на тему: «Как сделать детский праздник интересным и
запоминающимся?»
Консультация «Проблемы развития музыкальности»
Март
Консультация «Музыкальное воспитание детей с отклонением в речевом
Апрель
развитии»
Консультация «Мы - артисты»
Май
Помощь в подготовке и проведении праздников и развлечений
в течение года
Проводить репетиции с ведущими и исполнителями ролей праздничных в течение года
утренников.
Привлечь воспитателей
декораций.

к

изготовлению

костюмов,

атрибутов, в течение года

Подготовка текстов песен и аудиозаписей музыкального репертуара, в течение года
изучаемого на музыкальных занятиях
Проводить обсуждение сценариев согласно плану.

в течение года

Проводить работу по организации деятельности в режимных моментах

в течение года

Совместное проведение мониторинга музыкального развития детей

в течение года

33

Приложение 3
Циклограмма рабочего времени музыкального руководителя
Дни недели
Время
Содержание работы
8.50-9.05
Подготовка к образовательной деятельности
Понедельник
9.15-10.50
НОД по музыкальному развитию детей,
проведение мониторинга (сентябрь, май)
11.05-13.00
Подготовка к музыкальным занятиям, заполнение
календарно образовательного плана
14.00-16.12
Вторник

8.50-9.05
9.10-10.55
11.00-12.00

Среда

12.00-13.00

Подготовка к музыкальным занятиям, заполнение
календарно образовательного плана

14.15-17.45

Работа над созданием дидактического материала,
наглядных пособий и атрибутов к занятиям,
работа с планами, заполнение мониторинга,
разработка сценариев, репетиции с педагогами к
праздникам

8.50-9.05
9.15-10.00

Подготовка к образовательной деятельности
НОД по музыкальному развитию детей,
проведение мониторинга (сентябрь, май)

10.45-11.10

Индивидуальные занятия УО

11.15.-13.00

Подготовка к музыкальным занятиям, заполнение
календарно образовательного плана,
консультация воспитателей, репетиции с
педагогами к праздникам и развлечениям.
Составление конспектов, тематических,
интегрированных занятий, консультаций
Музыкальные развлечения и досуги с детьми,
работа с одаренными детьми
Подготовка к образовательной деятельности
НОД по музыкальному развитию детей,
проведение мониторинг (сентябрь, май)
Подготовка к музыкальным занятиям, заполнение
календарно образовательного плана
Подготовка консультаций с родителями по плану,
репетиции с педагогами к праздникам и
развлечениям
Разработка сценариев, развлечений, праздников
Музыкальные развлечения и досуги с детьми,
работа с одаренными детьми

14.00-14.55
16.00-16.30
Четверг

Работа с документацией, обновление и
пополнение среды кабинета, репетиции с
педагогами к праздникам
Подготовка к образовательной деятельности
НОД по музыкальному развитию детей,
проведение мониторинга (сентябрь, май)
Индивидуальные консультации по
требованию родителей.

8.50-9.05
9.15-9.55
10.00-11.00
11.05-13.00

14.00-14.55
16.00-16.30

34

Пятница

8.50-9.05
9.15-9.50
10.45-11.05
11.00-12.00
12.00-13.00
14.00-16.12
15.30 – 15.50
16.00-17.00

Подготовка к образовательной деятельности
НОД по музыкальному развитию детей,
проведение мониторинг (сентябрь, май)
Индивидуальные занятия ТНР
Подготовка к музыкальным занятиям, заполнение
календарно образовательного плана
Работа по плану самообразования с детьми
Работа с документацией, обновление и
пополнение среды кабинета.
Индивидуальные занятия ЗПР
Работа с документацией

35

Приложение 4

Музыка
(группа)
9.40 – 9.50

2–я
группа
раннего
возраста

Возрастная
группа

Расписание музыкальных и индивидуальных занятий
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг

Музыка
9.10 – 9.30

Подготови
тельная

Музыка
16.00 – 10.50

Музыка
9.40 – 10.05

Музыка
10.25 – 10.50

Пятница в 16.00 досуги, развлечения (2 раза в месяц)

36

Музыка
(группа)
9.40 – 9.50
Музыка
9.40 – 9.50

Музыка
9.10 – 9.30

Музыка
9.05 – 9.30

Старшая

Средняя

Младшая

Музыка
9.05 – 9.20

Пятница

15.30-15.50

10.45-11.05

Расписание занятий с детьми ЗПР, УО
День недели

Тип занятий

Время

понедельник 1.Индивидуальное занятие педагога-психолога – УО
2. Индивидуальное занятие учителя -логопеда– ЗПР
3. Индивидуальное занятие педагога-психолога – ЗПР
4. Индивидуальное занятие учителя-логопеда – УО
5. Индивидуальные занятия воспитателя с детьми (или по
рекомендациям педагога-психолога)
6.Индивидуальные занятие инструктора по физической
культуре - УО

09.10 – 09.30
09.10 – 09.30
09.40 – 10.00
09.40 – 10.00

вторник

1. Индивидуальные занятие учителя – логопеда - УО
2. Индивидуальные занятия воспитателя с детьми по
рекомендациям логопеда.
3. Индивидуальные занятие инструктора по физической
культуре - ЗПР

10.20 – 10.40

1. Совместное занятие педагога-психолога и учителя логопеда – УО
2. Индивидуальное занятие педагога-психолога – ЗПР
3.Индивидуальные занятие музыкального руководителя-УО
4. Индивидуальная работа воспитателя (или по
рекомендациям педагогов)
1.Индивидуальное занятие учителя-логопеда - УО
2.Индивидуальная работа воспитателя в режимных
моментах.
1. Индивидуальное занятие учителя-логопеда– ЗПР
2. Индивидуальные занятие музыкального руководителя ЗПР
5.Индивидуальные занятия воспитателя с детьми по
рекомендациям педагогов (в режимные моменты)

09.10 – 09.30

среда

четверг
пятница

37

15.30 – 15.50
15.30 – 15.50

15.30 – 15.50
15.30 – 15.50

09.40 – 10.00
10.45 – 11.10
15.30 – 15.50
10.20 - 10.40
15.30 – 15.50
09.10 – 09.30
10.45 – 11.05
15.30.- 15.50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».