Единая диагностика физической готовности дошкольников

Единая диагностика
физической подготовленности детей
дошкольного возраста

Содержание
Введение
Единые требования к проведению диагностики физической
подготовленности дошкольников
Контрольные упражнения (тесты) для определения развития
физических качеств дошкольников
Контрольные тесты для детей II младшей группы 3 – 4 года
Контрольные тесты для детей средней группы 4 – 5 лет
Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной группы 5 –
7 лет
Нормативы физической подготовленности
Библиография

3
4
5
6
6
6
7
10

Введение
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое
место в общей системе образования. Это объясняется тем, что именно в
дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического
воздействия укрепляется здоровье ребёнка, формируются двигательные
навыки и физические качества, тренируются физиологические функции
организма, что способствует гармоничному развитию личности.
Поэтому, главной задачей педагогов является грамотное планирование
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, так как от этого напрямую
зависит уровень физической подготовленности.
Уровень

физической

подготовленности

дошкольников

отражает

эффективность организации процесса физического воспитания в результате
внедрения здоровьесберегающих технологий и инноваций.
Физическая подготовленность –это уровень развития физических
качеств (сила, гибкость и др.) для овладения новыми движениями.
Физические качества – это двигательные способности, которые
проявляются в основных движениях ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.
У детей физические качества проявляются через двигательные навыки
и умения, а они в свою очередь обусловлены достаточным уровнем их
развития.
Таким образом, определяя уровень физической подготовленности
дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и
физическое состояние детей.
В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» указывается на необходимость разработки новых нормативов
физической подготовленности различных категорий населения и внедрения в
воспитательно-образовательный

процесс

дошкольного

учреждения

обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста требований.
В связи с вышеуказанным районным методическим объединением
инструкторов по физической культуре, в который вошли 11 человек,
3

(Приложение к Протоколу № 1 от 04.10.2018г.), была разработана единая
диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста
Курагинского района.
Проанализировав диагностику физической подготовленности детей и
изучив

литературу

подготовленности,

мы

создали

определили

единую

единые

диагностику

требования

к

физической
проведению

диагностики и выбору тестов и разработали единые нормативы.
Единые требования к проведению диагностики физической
подготовленности детей дошкольного возраста
Для проведения диагностики физической подготовленности детей
дошкольного возраста методы и средства должны отвечать следующим
требованиям:
- быть простыми и доступными возможностям испытуемых;
-

соответствовать

информативность,

наличие

следующим
системы

критериям:

оценки,

надёжность,

стандартность

условий

проведения.
Проводить диагностику рекомендуется два раза в год (сентябрь, май) с
младшего дошкольного возраста. При проведении диагностики необходимо
отследить

развитие

всех

основных

физических

качеств:

гибкость,

выносливость, сила, ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества и
координационные способности.
Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой
амплитудой или под ней понимают рациональные свойства двигательного
аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно
друг друга.
Быстрота

–

способность

человека

осуществлять

движение

с

определённой скоростью или как способность человека осуществлять
двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.
4

Ловкость – способность человека целесообразно координировать свои
движения и рационально решать двигательные задачи.
Выносливость - способность человека длительное время выполнять
мышечную работу без снижения её интенсивности.
Координация
действия

–

способность

в меняющихся

условиях,

быстро согласовать
выполнения

двигательные

движения

точно и

рационально.
Контрольные упражнения (тесты) для определения развития
физических качеств и физической подготовленности детей дошкольного
возраста
Гибкость – определяется с помощью теста на наклон туловища вперёд,
стоя на гимнастической скамейке (кубе). Используется для детей с 4 лет.
Координация – определяется удержанием равновесия на одной ноге.
Используется с 4 лет.
Скоростно-силовые способности – определяются прыжком в длину с
места, метанием мешочка с песком на дальность, метанием теннисного мяча
в цель. Используется с 4 лет.

5

Контрольные тесты для детей младшей группы 3 – 4 года
 Прыжок в длину с места
 Метание предмета весом 150 гр.
 Метание теннисного мяча в цель
 Удержание равновесия на одной ноге
Контрольные тесты для детей средней группы 4 - 5 лет.
 Прыжок в длину с места
 Метание предмета весом 150 гр.
 Метание теннисного мяча в цель
 Удержание равновесия на одной ноге
Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной групп
5 – 7 лет
 Прыжок в длину с места
 Метание предмета весом 200 гр.
 Метание теннисного мяча в цель
 Удержание равновесия на одной ноге
 Наклон туловища вперёд из положения стоя
Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста
Оценка физической подготовленности это целостный процесс, который
сочетает в себе наблюдение за ребёнком в процессе занятий по физической
культуре и мониторинг физической подготовленности.
Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с
детьми показывает, что в практике физического воспитания используются
контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам
которых оцениваются физические качества и двигательные навыки детей.
6

Для определения уровня физической подготовленности используются разные
данные.
Поэтому нашими педагогами были определены нормативы для
выполнения детьми дошкольного возраста нашего региона.

Нормативы физической подготовленности детей дошкольного
возраста 3 – 7 лет
младшая группа 3 - 4 года
Тест

Пол

Низкий

Средний

Высокий

Прыжки в длину
с места (см)

мальчики

> 46,5

46,6 - 67,0

67,1 и <

девочки

> 41,0

41,1 – 61,5

61,6 и <

> 2,4

2,5 – 4,1

4,2 и <

> 2,3

2,4 – 3,4

3,5 и <

> 1.9

2,0 – 3,4

3,5 и <

> 1,7

1,8 – 2,8

2,9 и <

>2

3

4<

> 1,0

1,1 – 8,0

8,1 и <

> 1,0

1,1 – 8,0

8,1 и <

Метание
мальчики
мешочка
с
песком
вдаль
девочки
правая рука
Метание
мальчики
мешочка
с
песком
вдаль
девочки
левая рука
Метание теннисного мяча в цель
(расстояние 2 м.)
Удержание
мальчики
равновесия
на
девочки
одной ноге

Средняя группа 4 - 5 лет
Тест

Пол

Низкий

Средний

Высокий

Прыжки в длину
с места (см)

мальчики

> 81,5

81,6 – 101,5

101,6 и <

девочки

> 65,5

65,6 – 93,5

93,6 и <

Метание
мешочка
с
песком
вдаль
правая рука
Метание
мешочка
с

мальчики

> 3, 8

3,9 – 5,7

5,8 и <

девочки

> 2,9

3,3 – 4,4

4,5 и <

мальчики

> 2,3

2,4 – 4,2

4,3 и <

7

песком
вдаль
девочки
левая рука
Метание теннисного мяча в цель
(расстояние 3 м.)
Наклон туловища
мальчики
вперёд
из
положения стоя
девочки
(см)
Удержание
мальчики
равновесия
на
девочки
одной ноге

> 2,4

2,5 – 3,5

3,6 и <

>2

3

4<

>2

2,1 – 6

6,1 и <

>4

4,1 – 8

8,1 и <

> 5,0

5,1 – 12,0

12,1 и <

> 8,0

8,1 – 13,0

13,1 и <

Старшая группа 5 - 6 лет
Тест

Пол

Низкий

Средний

Высокий

Прыжки в длину
с места (см)

мальчики

> 86,0

86,1 – 107,5

107,6 и <

девочки

> 65,5

93,5 – 66,0

94,0 и <

> 4,3

4,4 – 7,9

8,0 и <

> 3,2

3,3 – 4,7

4,8 и <

> 3,2

3.3 – 4,2

4,3 и <

> 2,9

3,0 – 4,7

4,8 и <

>2

3

4<

>4

4,1 – 7

7,1 и <

>7

7,1 – 10

10,1 и <

> 25,0

25,1 - 35

35,1 и <

> 30,0

30,1 – 40,0

40,1 и <

Метание
мальчики
мешочка
с
песком
вдаль
девочки
правая рука
Метание
мальчики
мешочка
с
песком
вдаль
девочки
левая рука
Метание теннисного мяча в цель
(расстояние 4 м.)
Наклон туловища
мальчики
вперёд
из
положения стоя
девочки
(см)
Удержание
мальчики
равновесия
на
девочки
одной ноге

Подготовительная группа 6 - 7 лет
Тест

Пол

Низкий

Средний

Высокий

Прыжки в длину
с места (см)

мальчики

> 93,5

93,6 – 122,0

122,1 и <

девочки

> 77,5

98,5 – 78,0

99,0 и <

Метание

мальчики

> 5,9

6,0 – 10,0

10,1 и <

8

мешочка
с
девочки
песком
вдаль
правая рука
Метание
мальчики
мешочка
с
песком
вдаль
девочки
левая рука
Метание теннисного мяча в цель
(расстояние 5 м.)
Наклон туловища
мальчики
вперёд
из
положения стоя
девочки
(см)
Удержание
мальчики
равновесия
на
девочки
одной ноге

> 3,9

4,0 – 6,8

6,9 и <

> 4,1

4,2 – 6,8

6,9 и <

> 2,9

3,0 – 5,6

5,7 и <

>2

3

4<

>5

5,1 – 8

8,1 и <

>8

8,1 – 12

12,1 и <

> 25,0

25,1 - 35

35,1 и <

> 30,0

30,1 – 40,0

40,1 и <

9

Библиография
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания
и развития ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /
Э.Я. Степаненкова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 368с.
2.

Тарасова

Т.А.

Контроль

физического

состояния

детей

дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей
и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
3. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб.

заведений / В.Н. шебеко, Н.Н.

Ермак, В.В Шишкина. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 176 с.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».