Единая диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста Содержание Введение Единые требования к проведению диагностики физической подготовленности дошкольников Контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств дошкольников Контрольные тесты для детей II младшей группы 3 – 4 года Контрольные тесты для детей средней группы 4 – 5 лет Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной группы 5 – 7 лет Нормативы физической подготовленности Библиография 3 4 5 6 6 6 7 10 Введение Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе образования. Это объясняется тем, что именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, формируются двигательные навыки и физические качества, тренируются физиологические функции организма, что способствует гармоничному развитию личности. Поэтому, главной задачей педагогов является грамотное планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, так как от этого напрямую зависит уровень физической подготовленности. Уровень физической подготовленности дошкольников отражает эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения здоровьесберегающих технологий и инноваций. Физическая подготовленность –это уровень развития физических качеств (сила, гибкость и др.) для овладения новыми движениями. Физические качества – это двигательные способности, которые проявляются в основных движениях ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. У детей физические качества проявляются через двигательные навыки и умения, а они в свою очередь обусловлены достаточным уровнем их развития. Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и физическое состояние детей. В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается на необходимость разработки новых нормативов физической подготовленности различных категорий населения и внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста требований. В связи с вышеуказанным районным методическим объединением инструкторов по физической культуре, в который вошли 11 человек, 3 (Приложение к Протоколу № 1 от 04.10.2018г.), была разработана единая диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста Курагинского района. Проанализировав диагностику физической подготовленности детей и изучив литературу подготовленности, мы создали определили единую единые диагностику требования к физической проведению диагностики и выбору тестов и разработали единые нормативы. Единые требования к проведению диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста Для проведения диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста методы и средства должны отвечать следующим требованиям: - быть простыми и доступными возможностям испытуемых; - соответствовать информативность, наличие следующим системы критериям: оценки, надёжность, стандартность условий проведения. Проводить диагностику рекомендуется два раза в год (сентябрь, май) с младшего дошкольного возраста. При проведении диагностики необходимо отследить развитие всех основных физических качеств: гибкость, выносливость, сила, ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества и координационные способности. Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают рациональные свойства двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Быстрота – способность человека осуществлять движение с определённой скоростью или как способность человека осуществлять двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. 4 Ловкость – способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Выносливость - способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения её интенсивности. Координация действия – способность в меняющихся условиях, быстро согласовать выполнения двигательные движения точно и рационально. Контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств и физической подготовленности детей дошкольного возраста Гибкость – определяется с помощью теста на наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (кубе). Используется для детей с 4 лет. Координация – определяется удержанием равновесия на одной ноге. Используется с 4 лет. Скоростно-силовые способности – определяются прыжком в длину с места, метанием мешочка с песком на дальность, метанием теннисного мяча в цель. Используется с 4 лет. 5 Контрольные тесты для детей младшей группы 3 – 4 года Прыжок в длину с места Метание предмета весом 150 гр. Метание теннисного мяча в цель Удержание равновесия на одной ноге Контрольные тесты для детей средней группы 4 - 5 лет. Прыжок в длину с места Метание предмета весом 150 гр. Метание теннисного мяча в цель Удержание равновесия на одной ноге Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной групп 5 – 7 лет Прыжок в длину с места Метание предмета весом 200 гр. Метание теннисного мяча в цель Удержание равновесия на одной ноге Наклон туловища вперёд из положения стоя Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста Оценка физической подготовленности это целостный процесс, который сочетает в себе наблюдение за ребёнком в процессе занятий по физической культуре и мониторинг физической подготовленности. Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми показывает, что в практике физического воспитания используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам которых оцениваются физические качества и двигательные навыки детей. 6 Для определения уровня физической подготовленности используются разные данные. Поэтому нашими педагогами были определены нормативы для выполнения детьми дошкольного возраста нашего региона. Нормативы физической подготовленности детей дошкольного возраста 3 – 7 лет младшая группа 3 - 4 года Тест Пол Низкий Средний Высокий Прыжки в длину с места (см) мальчики > 46,5 46,6 - 67,0 67,1 и < девочки > 41,0 41,1 – 61,5 61,6 и < > 2,4 2,5 – 4,1 4,2 и < > 2,3 2,4 – 3,4 3,5 и < > 1.9 2,0 – 3,4 3,5 и < > 1,7 1,8 – 2,8 2,9 и < >2 3 4< > 1,0 1,1 – 8,0 8,1 и < > 1,0 1,1 – 8,0 8,1 и < Метание мальчики мешочка с песком вдаль девочки правая рука Метание мальчики мешочка с песком вдаль девочки левая рука Метание теннисного мяча в цель (расстояние 2 м.) Удержание мальчики равновесия на девочки одной ноге Средняя группа 4 - 5 лет Тест Пол Низкий Средний Высокий Прыжки в длину с места (см) мальчики > 81,5 81,6 – 101,5 101,6 и < девочки > 65,5 65,6 – 93,5 93,6 и < Метание мешочка с песком вдаль правая рука Метание мешочка с мальчики > 3, 8 3,9 – 5,7 5,8 и < девочки > 2,9 3,3 – 4,4 4,5 и < мальчики > 2,3 2,4 – 4,2 4,3 и < 7 песком вдаль девочки левая рука Метание теннисного мяча в цель (расстояние 3 м.) Наклон туловища мальчики вперёд из положения стоя девочки (см) Удержание мальчики равновесия на девочки одной ноге > 2,4 2,5 – 3,5 3,6 и < >2 3 4< >2 2,1 – 6 6,1 и < >4 4,1 – 8 8,1 и < > 5,0 5,1 – 12,0 12,1 и < > 8,0 8,1 – 13,0 13,1 и < Старшая группа 5 - 6 лет Тест Пол Низкий Средний Высокий Прыжки в длину с места (см) мальчики > 86,0 86,1 – 107,5 107,6 и < девочки > 65,5 93,5 – 66,0 94,0 и < > 4,3 4,4 – 7,9 8,0 и < > 3,2 3,3 – 4,7 4,8 и < > 3,2 3.3 – 4,2 4,3 и < > 2,9 3,0 – 4,7 4,8 и < >2 3 4< >4 4,1 – 7 7,1 и < >7 7,1 – 10 10,1 и < > 25,0 25,1 - 35 35,1 и < > 30,0 30,1 – 40,0 40,1 и < Метание мальчики мешочка с песком вдаль девочки правая рука Метание мальчики мешочка с песком вдаль девочки левая рука Метание теннисного мяча в цель (расстояние 4 м.) Наклон туловища мальчики вперёд из положения стоя девочки (см) Удержание мальчики равновесия на девочки одной ноге Подготовительная группа 6 - 7 лет Тест Пол Низкий Средний Высокий Прыжки в длину с места (см) мальчики > 93,5 93,6 – 122,0 122,1 и < девочки > 77,5 98,5 – 78,0 99,0 и < Метание мальчики > 5,9 6,0 – 10,0 10,1 и < 8 мешочка с девочки песком вдаль правая рука Метание мальчики мешочка с песком вдаль девочки левая рука Метание теннисного мяча в цель (расстояние 5 м.) Наклон туловища мальчики вперёд из положения стоя девочки (см) Удержание мальчики равновесия на девочки одной ноге > 3,9 4,0 – 6,8 6,9 и < > 4,1 4,2 – 6,8 6,9 и < > 2,9 3,0 – 5,6 5,7 и < >2 3 4< >5 5,1 – 8 8,1 и < >8 8,1 – 12 12,1 и < > 25,0 25,1 - 35 35,1 и < > 30,0 30,1 – 40,0 40,1 и < 9 Библиография 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 368 с. 1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с. 2. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. 3. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. шебеко, Н.Н. Ермак, В.В Шишкина. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. 10